Атомистическое моделирование и теория
конденсированного состояния и неидеальной плазмы

Научный коллектив под руководством проф. Г.Э.Нормана
Оглавление

Наставление по отличной учебе

(проф. Норман Г.Э. , 14 августа 2013г.)

I. Зачем надо учиться отлично?

1) Чтобы хорошо усваивать учебную программу. Имеется сильная, хотя и не вполне строгая корреляция между оценками и усвоенными знаниями.

2) Экзамен предоставляет прекрасную возможность проверить твою способность ясно, последовательно и убедительно излагать свои мысли и знания, умение отстаивать свое мнение. Эти способности и умение надо тренировать и развивать, поскольку без них сильно затруднена успешная научная (и не только) деятельность.

3) Чтобы ясно говорить, надо ясно мыслить. Настоятельно рекомендую в учебном году и при подготовке к экзаменам проговаривать вслух наиболее сложные разделы курсов одному-двум своим сокурсникам или на семинарах, даже в одиночку самому себе в виде монолога вслух с выражением.

Иногда складывается впечатление, что ты разобрался в каком-то вопросе. Начинаешь рассказывать и вдруг останавливаешься, осознав, что в чем-то еще не разобрался. Причины таких остановок надо устранять до экзаменов.

Эту же технику будете применять в дальнейшем при подготовке выступлений на семинарах и написании статей.

Резюме. Бытуют утверждения типа «я учусь ради знаний, а не ради оценок». Это, как правило, демагогия. Если учишься ради знаний, учись на отлично.

Замечу, что небольшое количество «сбоев» – оценок «хорошо» допустимо, но красные дипломы бакалавров и магистров надо бы получать с запасом по числу таких сбоев.

II. Друзья, близкое окружение.

Важную роль играет окружение, друзья. Если среди них преобладают те, кто «учатся ради знаний, а не ради оценок», - это болото, засосет. От них следует мягко, но последовательно удаляться.

Те, для кого отличные оценки – это главная цель, тоже не представляют особого интереса, тоже чужие люди.

Нужно формировать близкий круг из тех, для кого глубокие знания – это основная цель, а отличная учеба – это важное (но не единственное) средство достижения таких знаний. Другим средством является сочетание учебы с научной работой, которая потребует повторения и углубления ранее полученных знаний ( learn by doing ).

III. Технология отличной учебы

(делюсь и своим опытом, я ведь отлично учился и всю школу, и весь институт)

1) Для записи лекций использовать тетради формата А4. Лекцию записывать только на правой стороне разворота. В тот же день прочитать свой конспект, дополнить по памяти пропущенные места и записать возникшие вопросы. При этом используется и левая сторона разворота тетради. На следующей лекции подойти к лектору со своими вопросами и внести его ответы в конспект. Какие-то вопросы дополнительно выясняйте у семинариста и тоже записывайте. Наконец, обращайтесь к учебникам и монографиям, в частности, чтобы расширить материал лекций, дополняйте конспект. Дополнения к конспекту могут возникать в течение всего семестра вплоть до экзамена.

Обратите внимание на то, что такой же стиль конспектирования целесообразно распространить и на доклады, которые Вы будете слушать на конференциях, и на статьи, которые Вы будете читать.

2) Еженедельное активное общение с лектором и семинаристом имеет и психологическое значение: Вы учитесь общаться, излагать свои мысли, а лектор и семинарист знакомятся с Вами: Вы приобретаете репутацию в их глазах. Начинать вопросы надо с первой же лекции. С этой же целью садиться рекомендую в первый ряд: меньше будете отвлекаться во время лекции, а Ваше «рвение» будет замечено лектором. Опыт общения и репутация помогут Вам легче сдавать экзамены.

3) Настоятельно рекомендую выстраивать усвоенные знания в виде многоэтажного здания, когда последующие курсы предметов опираются на предыдущие. Особое внимание уделять взаимосвязям учебных предметов по мере их накопления; при этом полезно освежать знания, приобретенные в предыдущих семестрах. Ни в коем случае не рассматривать предметы как независимые друг от друга. Такой подход закрепляет полученные ранее знания и облегчает отличную учебу.

В науке такой подход тоже имеет место, более того, становится магистральным и получил название multi - scale approach . Является базовым подходом нашего отдела.

IV. Предупреждение.

Отличная учеба, т.е. глубокие знания – это, грубо говоря, лишь одна треть того, что необходимо для успешной научной (и прочей) деятельности. Другая треть – это творческие способности. Их наличие проверяется только в процессе реальной деятельности. И заключительная треть – это умение постоять за себя. Последнее, кстати, начинает воспитываться уже, в частности, на экзаменах.

V. Совет на всю предстоящую жизнь.

Настоятельно рекомендую
приобрести,
внимательно прочитать,
даже законспектировать книги Дейла Карнеги (Dale Carnegie, 1888-1955):

  • «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Ho to Win Friends and Influence People),
  • «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» ( How to Develop Self-Confidence and Influence People by Public Speaking).

Первые издания вышли более ста лет тому назад. Но книги ничуть не устарели. Переведены на многие языки. Многомиллионные тиражи по сей день.

Начните следовать советам Ка?рнеги при общении с преподавателями и подготовке к экзаменам, а далее расширяйте использование этих советов. Публичные выступления будут от Вас требоваться регулярно по мере развития Вашей научной деятельности.

Карнеги советует перечитывать свои книги со временем. А я добавлю, что делать это надо целенаправленно, при подготовке к каким-то важным действиям в Вашей жизни.

Наверх

[ Главная ] [ Исследования ] [ Студентам ] [ Публикации ] [ Конференции ] [ Финансирование ] [ Семинары ] [ Новости ] [ Wiki-раздел ] [ In English ]