Атомистическое моделирование и теория
конденсированного состояния и неидеальной плазмы Научный коллектив под руководством проф. Г.Э.Нормана |
||
(Норман Г.Э., 1 января 2014 г.)
Система основана на совмещении университетского обучения с научной деятельностью по принципу "learn-by-doing".
Воспитание будущих учёных начинается с поиска и отбора талантливых студентов младших курсов. В МФТИ это происходит на спецкурсах по методам молекулярной динамики и Монте Карло, подготовленных Норманом, а теперь и на спецкурсах его учеников Морозова и Стегайлова по параллельному программированию и другим вопросам технологии высокопроизводительных вычислений при атомистическом моделировании. Лекции читаются в Долгопрудном. Случаются и обратные ситуации, когда студенты нас сами находят. Каждый год появляются 1-4 новичка (иногда ни одного). Отобранные нами студенты, желающие посвятить себя научной работе, несмотря на их юность, сразу же получают руководителя и оригинальную научную задачу. Ее решение требует знаний лишь классической механики и молекулярной физики, которые читаются на первом году обучения в МФТИ. Классическая молекулярная динамика позволяет находить такие задачи. Университетские лекционные курсы и семинары дополняются индивидуальным обучением во время работы над темой, выбранной студентом. Квантовые задачи возникнут на старших курсах.
Освоение учебных программ остается первым приоритетом на первом-третьем курсах. Дипломы с отличием ожидаются как для бакалавров, так и магистров. При этом параллельная работа над оригинальными задачами способствует укреплению, углублению и расширению знаний, получаемых в университете по общей, теоретической и химической физике, механике, высшей математике и др. Обучение информатике, информационным технологиям особенно важно, ибо их преподавание в МФТИ неудовлетворительно, а в жизни они очень требуются.
Первая серьёзная научная публикация появляется уже на 3-5-ом курсе. Начинается более высокий уровень обучения: как писать статьи, общаться с рецензентами. Результаты статьи докладываются на семинарах, российских и международных конференциях. Студент осваивает искусство публичных выступлений и общения с коллегами, приобретает круг знакомств. К русскому языку подключается английский, а иногда и немецкий, французский.
Коллективные обсуждения дополняют индивидуальное обучение. Рабочие обсуждения - в отделе или на физтехе. Еще интереснее – на конференциях. 14 сотрудников было с Норманом на 5-дневной традиционной конференции в Приэльбрусье в марте 2012, каждый с устным докладом: 1 третьекурсник, 2 четверокурсника, 3 пятикурсника, 2 аспиранта, 6 кфмн, снс. Почти каждый вечер мы собирались вместе, чтобы обстоятельно обсудить сильные и слабые стороны прошедших докладов, наметить пути дальнейшей работы. Представительное участие нашего коллектива с прекрасными выступлениями здесь традиционно. Авторитет отдела в ОИВТ формируется в значительной мере на ежегодных конференциях в Приэльбрусье. То же происходит на Новоафонских конференциях, а также некоторых других, куда выезжают меньшие группы сотрудников.
Публикации открывают возможности получать финансовую поддержку из различных фондов. Сотрудники учатся писать заявки на молодежные гранты, проекты, стипендии, премии и др., т.е. конвертировать научные результаты в материальную поддержку. Иногда достаточно даже красиво изложить только свои планы. Студенты привлекаются к написанию заявок и на коллективные "взрослые" гранты, контракты и пр. За выигрышем каждого конкурса следует обучение подготовке и составлению отчетов. В надлежащий момент разъясняются понятия институтского рейтинга, а также индексов цитирования и Хирша, импакт-факторов журналов и их значение в научной жизни.
Важную роль играют ежегодные общие собрания коллектива. Проводится аудиозапись, расшифровка которой затем становится доступна для сотрудников отдела.
Руководство теперь осуществляют не только Норман, но и Морозов и Стегайлов, защитившие кандидатские диссертации в 2004 и 2005 и ставшие с тех пор уже заведующими лабораториями и доцентами МФТИ, а Стегайлов – уже и доктором наук. С 1 ноября 2014 сменил меня в должности заведующего отделом, а Стариков и Тимофеев стали заведовать лабораториями и тоже руководят студентами.
Помимо этого существует гибкая иерархия, когда старшие ведут младших.
Все работы в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре посвящены новым приложениям молекулярного моделирования в различных областях от плазмы до конденсированного состояния и биохимии. Большинство досрочно кончает аспирантуру с защитой кандидатской диссертации , поскольку серьезные публикации появляются уже в бакалавриате и магистратуре.
Научные результаты оценены 6 медалями Российской академии наук для студентов и молодых ученых, 6 грантами Президента Российской Федерации для кандидатов наук и другими наградами.
Студенты 1-3 курсов зачисляются в ОИВТ лаборантами. После защиты бакалаврской работы переводятся в стажеры-исследователи. Первая публикация в реферируемом журнале позволяет повысить в младшие научные сотрудники, а после трех публикаций – в научные сотрудники. Кандидатская диссертация обычно защищается по 5-10 статьям, после личных докладов на паре десятков конференций. Это позволяет стать старшими научными сотрудниками уже через несколько месяцев после защиты. По мере роста научной квалификации расширяются права и обязанности членов коллектива, увеличиваются самостоятельность и возможности самоорганизации. Каждый из старших научных сотрудников уже ответственно ведет серьезную научную тему, или даже две, с соответствующими финансовыми и организационными вопросами. Т.е. пропускается позиция, эквивалентная PostDoc 'у. Четверо приняты в докторантуру МФТИ, из них Стегайлов уже защитил докторскую диссертацию 23 мая 2012 г . Таблица, показывающая ступени роста участников коллектива представлена здесь.
Каждый аспирант МФТИ обязан проходить педагогическую практику в течение первого года обучения. По моему совету они продолжают преподавательскую деятельность после защиты совместителями. Это становится возможным, поскольку они очень хорошо зарекомендовывают себя уже во время педпрактики, а преподавателей на физтехе не хватает. Преподавание позволяет углублять научную квалификацию и включиться в поиск новых студентов в отдел.
Все 9 аспирантов, защитивших диссертации, совершили много краткосрочных поездок в США, Германию, Великобританию, Францию, Японию и другие развитые страны. Участвовали по всему миру в конференциях. Очень любят путешествовать. Получали предложения от лучших университетов и национальных лабораторий. При этом большинство из них не москвичи: Сарапул, Воронеж, Казань, Оренбург, Саранск, Дубна, Подольск. Однако их выбор места работы – только Москва. Находятся пути решения даже жилищной проблемы. Т.е. моя система готовит научные кадры высшей квалификации для России. Это ее очень важный результат.
С 2001 г . я работаю в ОИВТ. За это время коллектив вырос с трех (Валуев, только что окончивший аспирантуру, Морозов, только что поступивший аспирантуру, и студент Стегайлов) до 28 человек. Мы становимся все более известными и востребованными. Новый этап начался в 2012 г.: по приглашению научного руководителя ВНИИА им. Духова проф. А.В.Андрияша туда перешел Янилкин организовать лабораторию, оставшись в ОИВТ совместителем. С ним уже 2 аспиранта и 2 студента, а один с.н.с. стал совместителем. Мы получили приглашения из МИЭМ в составе Высшей школы экономики.
Наш коллектив превращается в межинститутский.
[ Главная ] [ Исследования ] [ Студентам ] [ Публикации ] [ Конференции ] [ Финансирование ] [ Семинары ] [ Новости ] [ Wiki-раздел ] [ In English ]