Атомистическое моделирование и теория
конденсированного состояния и неидеальной плазмы

Научный коллектив под руководством проф. Г.Э.Нормана

Система подготовки для России научных кадров высшей квалификации

(Норман Г.Э., 1 января 2014 г.)

Система основана на совмещении университетского обучения с научной деятельностью по принципу "learn-by-doing".

1. Поиск и отбор студентов, их старт в науку

Воспитание будущих учёных начинается с поиска и отбора талантливых студентов младших курсов. В МФТИ это происходит на спецкурсах по методам молекулярной динамики и Монте Карло, подготовленных Норманом, а теперь и на спецкурсах его учеников Морозова и Стегайлова по параллельному программированию и другим вопросам технологии высокопроизводительных вычислений при атомистическом моделировании. Лекции читаются в Долгопрудном. Случаются и обратные ситуации, когда студенты нас сами находят. Каждый год появляются 1-4 новичка (иногда ни одного). Отобранные нами студенты, желающие посвятить себя научной работе, несмотря на их юность, сразу же получают руководителя и оригинальную научную задачу. Ее решение требует знаний лишь классической механики и молекулярной физики, которые читаются на первом году обучения в МФТИ. Классическая молекулярная динамика позволяет находить такие задачи. Университетские лекционные курсы и семинары дополняются индивидуальным обучением во время работы над темой, выбранной студентом. Квантовые задачи возникнут на старших курсах.

Освоение учебных программ остается первым приоритетом на первом-третьем курсах. Дипломы с отличием ожидаются как для бакалавров, так и магистров. При этом параллельная работа над оригинальными задачами способствует укреплению, углублению и расширению знаний, получаемых в университете по общей, теоретической и химической физике, механике, высшей математике и др. Обучение информатике, информационным технологиям особенно важно, ибо их преподавание в МФТИ неудовлетворительно, а в жизни они очень требуются.

2. Обучение технологии научной жизни

Первая серьёзная научная публикация появляется уже на 3-5-ом курсе. Начинается более высокий уровень обучения: как писать статьи, общаться с рецензентами. Результаты статьи докладываются на семинарах, российских и международных конференциях. Студент осваивает искусство публичных выступлений и общения с коллегами, приобретает круг знакомств. К русскому языку подключается английский, а иногда и немецкий, французский.

Коллективные обсуждения дополняют индивидуальное обучение. Рабочие обсуждения - в отделе или на физтехе. Еще интереснее – на конференциях. 14 сотрудников было с Норманом на 5-дневной традиционной конференции в Приэльбрусье в марте 2012, каждый с устным докладом: 1 третьекурсник, 2 четверокурсника, 3 пятикурсника, 2 аспиранта, 6 кфмн, снс. Почти каждый вечер мы собирались вместе, чтобы обстоятельно обсудить сильные и слабые стороны прошедших докладов, наметить пути дальнейшей работы. Представительное участие нашего коллектива с прекрасными выступлениями здесь традиционно. Авторитет отдела в ОИВТ формируется в значительной мере на ежегодных конференциях в Приэльбрусье. То же происходит на Новоафонских конференциях, а также некоторых других, куда выезжают меньшие группы сотрудников.

Публикации открывают возможности получать финансовую поддержку из различных фондов. Сотрудники учатся писать заявки на молодежные гранты, проекты, стипендии, премии и др., т.е. конвертировать научные результаты в материальную поддержку. Иногда достаточно даже красиво изложить только свои планы. Студенты привлекаются к написанию заявок и на коллективные "взрослые" гранты, контракты и пр. За выигрышем каждого конкурса следует обучение подготовке и составлению отчетов. В надлежащий момент разъясняются понятия институтского рейтинга, а также индексов цитирования и Хирша, импакт-факторов журналов и их значение в научной жизни.

Важную роль играют ежегодные общие собрания коллектива. Проводится аудиозапись, расшифровка которой затем становится доступна для сотрудников отдела.

3. Бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Продвижение по службе

Руководство теперь осуществляют не только Норман, но и Морозов и Стегайлов, защитившие кандидатские диссертации в 2004 и 2005 и ставшие с тех пор уже заведующими лабораториями и доцентами МФТИ, а Стегайлов – уже и доктором наук. С 1 ноября 2014 сменил меня в должности заведующего отделом, а Стариков и Тимофеев стали заведовать лабораториями и тоже руководят студентами.

Помимо этого существует гибкая иерархия, когда старшие ведут младших.

Все работы в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре посвящены новым приложениям молекулярного моделирования в различных областях от плазмы до конденсированного состояния и биохимии. Большинство досрочно кончает аспирантуру с защитой кандидатской диссертации , поскольку серьезные публикации появляются уже в бакалавриате и магистратуре.

Научные результаты оценены 6 медалями Российской академии наук для студентов и молодых ученых, 6 грантами Президента Российской Федерации для кандидатов наук и другими наградами.

Студенты 1-3 курсов зачисляются в ОИВТ лаборантами. После защиты бакалаврской работы переводятся в стажеры-исследователи. Первая публикация в реферируемом журнале позволяет повысить в младшие научные сотрудники, а после трех публикаций – в научные сотрудники. Кандидатская диссертация обычно защищается по 5-10 статьям, после личных докладов на паре десятков конференций. Это позволяет стать старшими научными сотрудниками уже через несколько месяцев после защиты. По мере роста научной квалификации расширяются права и обязанности членов коллектива, увеличиваются самостоятельность и возможности самоорганизации. Каждый из старших научных сотрудников уже ответственно ведет серьезную научную тему, или даже две, с соответствующими финансовыми и организационными вопросами. Т.е. пропускается позиция, эквивалентная PostDoc 'у. Четверо приняты в докторантуру МФТИ, из них Стегайлов уже защитил докторскую диссертацию 23 мая 2012 г . Таблица, показывающая ступени роста участников коллектива представлена здесь.

Каждый аспирант МФТИ обязан проходить педагогическую практику в течение первого года обучения. По моему совету они продолжают преподавательскую деятельность после защиты совместителями. Это становится возможным, поскольку они очень хорошо зарекомендовывают себя уже во время педпрактики, а преподавателей на физтехе не хватает. Преподавание позволяет углублять научную квалификацию и включиться в поиск новых студентов в отдел.

4. Развитие коллектива

Все 9 аспирантов, защитивших диссертации, совершили много краткосрочных поездок в США, Германию, Великобританию, Францию, Японию и другие развитые страны. Участвовали по всему миру в конференциях. Очень любят путешествовать. Получали предложения от лучших университетов и национальных лабораторий. При этом большинство из них не москвичи: Сарапул, Воронеж, Казань, Оренбург, Саранск, Дубна, Подольск. Однако их выбор места работы – только Москва. Находятся пути решения даже жилищной проблемы. Т.е. моя система готовит научные кадры высшей квалификации для России. Это ее очень важный результат.

С 2001 г . я работаю в ОИВТ. За это время коллектив вырос с трех (Валуев, только что окончивший аспирантуру, Морозов, только что поступивший аспирантуру, и студент Стегайлов) до 28 человек. Мы становимся все более известными и востребованными. Новый этап начался в 2012 г.: по приглашению научного руководителя ВНИИА им. Духова проф. А.В.Андрияша туда перешел Янилкин организовать лабораторию, оставшись в ОИВТ совместителем. С ним уже 2 аспиранта и 2 студента, а один с.н.с. стал совместителем. Мы получили приглашения из МИЭМ в составе Высшей школы экономики.

Наш коллектив превращается в межинститутский.

Наверх

[ Главная ] [ Исследования ] [ Студентам ] [ Публикации ] [ Конференции ] [ Финансирование ] [ Семинары ] [ Новости ] [ Wiki-раздел ] [ In English ]